Скребковый транспортер: виды и устройство
Данная группа механизмов объединяет различные виды транспортирующих машин, в которых перемещение материалов осуществляется за счет волока по желобу или трубе. Такое устройство действует непрерывно благодаря замкнутой линии цепи или ленты, на которую установлены скребки.
Изначально такие агрегаты использовались в угольных шахтах, но впоследствии получили широкое распространение во многих других сферах промышленности и сельского хозяйства. Сейчас скребковые транспортеры используются для перемещения так называемых навалочных грузов: зерна, опилок, уголь, песок и т.д.
Предложение компании «Квадро Групп»
- Мы изготавливаем оборудование по индивидуальным заказам:
- Разрабатываем проектную документацию;
- Выполняем все этапы производства;
- Устанавливаем агрегаты и производим их наладку;
- Оказываем услуги сервисного обслуживания.
В нашем каталоге вы найдете скребковые транспортеры для зерна и других сыпучих грузов и сможете приобрести их с уточнением индивидуальных параметров. Вы можете оставить заявку на сайте или связаться с нами по любому из указанных контактных номеров. Специалисты помогут произвести расчет производительности, цены скребкового конвейера и подобрать модель машины, которая сможет удовлетворить потребности вашего производства, агрокомплекса или склада.
Основные характеристики зернопогрузчиков и конвейеров
Производи-тельность max, т/ч |
Скорость движения, м/с |
Суммарная мощность, кВт |
Длина, м |
Угол наклона |
Наработка на отказ, ч |
Гарантиро-ванный ресурс става, т |
300-990 |
1-1,5 |
220-330 |
до 350 |
до 30° |
12-20 |
до700 тыс. |
Высота борта |
Мощность доставляемого пласта |
Угол падения доставляемого пласта |
Длина аккумулирующих выработок |
Высота борта |
Мощность доставляемого пласта |
Угол падения доставляемого пласта |
От 100 мм |
От 0,8 м |
До 35º |
50 м и более |
От 100 мм |
От 0,8 м |
До 35º |
Конструкция скребкового конвейера
Любые типы данной техники принципиально не имеют отличий в устройстве. В качестве основы для корпуса используются металлические короба прямоугольной формы. Они закрыты, в при сборке используются типовые узлы: это позволяет тяговым элементам свободно двигаться по транспортеру. В комплект поставки оборудования обязательно включены приводная, разгрузочная и натяжная секция.
Основные элементы скребкового конвейера
- Приводная станция. Состоит из двигателя с редукторной передачей, предохранительной муфты, которая защищает машину от серьезных поломок в случае перегруза или нарушения правил эксплуатации, и вала.
Для повышения скорости блок может включать несколько двигателей (до 4 штук), при этом суммарная мощность станции может достигать от 22 до 110 кВт в зависимости от выбранной модели. При сборке оборудования вы самостоятельно определяете расположение приводного узла (слева или справа), так как для него предусмотрена отдельная рама.
- Тяговый орган. Применяются цепи разных видов: вильчатая кованая, пластинчатая, разборная штампованная, но чаще круглозвенная цепь. Усилие для перемещения груза создается одной или двумя лентами со скребками. При этом цепи могут выдержать испытание на разрыв до 90 т.
- Став. По сути своей, это каркас, вдоль которого протянуты поточные линии. Состоит, как правило, из сварных или штампованных желобов, которые называются рештаками. Длина одного – до 2,5 м. Желоба разграничивают верхнюю и нижнюю ветви скребкового транспортера.
- Концевая головка. Там расположен натяжной механизм, на который закрепляются цепи.
- Скребки. Это лопатки, закрепленные на ведущую цепь. Изготавливаются из стального листа толщиной от 3 до 8 мм. Размер определяется шириной и глубиной желоба: они должны повторять форму его сечения и прилегать краем к внутренней поверхности, чтобы исключить появление «карманов», в которых может скапливаться не перенесенный груз.
В зависимости от цели использования скребки могут покрываться накладками из полимерных материалов или высокомарганцевой стали.
- Зоны погрузки и разгрузки. Помещать материал в конвейер следует через специальные бункеры, расположенные по длине желоба, а выход груза осуществляется из открытого отверстия.
Принцип работы скребкового транспортера
Желоб закрепляется неподвижно. В загрузочный отсек подается сыпучий груз, затем скребками он захватывается и ведется вдоль желоба под углом до 45°. За счет непрерывной активности подвижных элементов исключается приставание материала к стенкам.
Следует учитывать, что бесперебойное функционирование машины возможно только при работе с мелкокусковым (до 30 мм) или сыпучим грузом.
Виды и особенности
По своей конструкции скребковые конвейеры делятся на 3 основных разновидности.
- С высокими скребками. Переносят отдельные порции груза в горизонтальном направлении. Вдоль корытообразного желоба протянут тяговый элемент, на котором закреплены лопаточки. Они опускаются в сыпучий материал и проводя его по стенке доставляют к разгрузочному отверстию. Как правило, окно предусматривают в дне желоба и устанавливают на него шиберную задвижку.
Загрузка может осуществляться в любой точке транспортера. Скребки могут иметь различную форму (трапецевидную, полукруглую, окружности или прямоугольную). Главным условием является то, что они должны полностью повторять очертания сечения корпуса.
Максимальный угол наклона скребкового конвейера достигает 30-40°. В случае, если основа представляет собой не желоб, а трубу, для загрузки предусматривают специальное отверстие.
- С низкими погружными скребками. Здесь применяется принцип сплошного волочения, то есть груз перемещается не отдельными порциями. Лопаточки опускаются в массу материала, захватывают нижние слои, а те, в свою очередь, увлекают за собой и верхние слои, которые находятся уже над скребками. Транспортировка осуществляется единым потоком.
Данный принцип работы основан на разнице физических сил. Сопротивление внутреннего трения частиц и сопротивление прорезания скребком слоев груза больше сопротивления трения материала о стенки желоба. При этом уклон линии может достигать 15-20°.
Конструктивной особенностью этого типа является меньший шаг расположения лопаток, их меньшая высота, закрепление цепи на дне корпуса.
Использовать этот тип можно при работе с такими грузами, которые не подвержены измельчению или которые не теряют своих качественных свойств в случае дробления. Прочные кусковые материалы не следует передвигать с использованием такого конвейера: частицы могут попадать в зазор между скребком и стенкой и создавать сильное сопротивление. Это будет провоцировать поломки и остановку функционирования агрегата.
- С погружными контурными скребками. Короб в данном случае закрыт и изнутри разделен на 2 части перегородкой. Перемещают груз в данном случае не лопаточки, а фигурные элементы. Могут иметь форму, напоминающую С, П или L. Их отливают из стали или ковкого чугуна.
Используются скребковые транспортеры для зерна, легкосыпучих, пылевидных, а также малой прочности грузов без твердых включений. Доставка в нужную точку происходит также сплошным потоком.
Может быть вертикально-замкнутая система цепей (используются С и П-образные скребки) и горизонтально-замкнутая (L-образные скребки).
Параметры производительности: около 60 тонн в час, длина линии до 50 м, высота подъема до 20 м.
- Штанговый скребковый конвейер. Одним из наиболее проблемных материалов, транспортировка которого на производстве затруднительна, является металлическая стружка. Однако решение было найдено: конструкция и принцип действия были адаптированы под нее.
Внутрь корпуса устанавливается штанга, к ней под рассчитанным острым углом устанавливаются скребки. По бокам и сверху внутри короба закрепляются шипы. Штанга приводится в возвратно-поступательное движение гидротолкателем.
Витая стружка захватывается лопаточками и проталкивается в направлении разгрузочного отверстия на величину рабочего хода. При обратном движении заостренные элементы выскакивают из стружки, а она захватывается шипами желоба. Таким методом шаг за шагом груз передвигается по скребковому транспортеру.
Производительность: до 3 тонн в час, скорость 5-10 м/мин, габариты корпуса 600х600 мм. Длина линии может достигать 75 м.
Простота конструкции позволяет работать со смоченным эмульсией или маслом материалом, но не с дробленой стружкой.
Подробная классификация скребковых транспортеров:
- По назначению:
- Подземные (для рудных и угольных шахт);
- Специальные (на горных машинах, в бункерах);
- Общего назначения (для зерна, сыпучих материалов в широком спектре отраслей).
- По функциям:
- Для спуска груза по наклонной плоскости (тормозные транспортеры);
- Доставочные (для перемещения из одной точки в другую);
- Агрегатные (используются в дополнение с другими машинами).
- По расположению рабочей ветви:
- Верхняя;
- Нижняя;
- С двумя ведущими линиями.
- По типу цепи:
- С круглозерновой;
- С роликововтулочной;
- С разборной.
- По типу привода:
- Электрический;
- Гидравлический;
- Пневматический.
- По способу перестановки агрегата:
- Передвижные (могут перемещаться в цельном виде);
- Переносные (требуется разборка и затем монтаж на новом месте).
Расчет производительности скребковых конвейеров
1 вариант – для вида с высокими лопатками
(кг/м)
где, i – объём перемещаемого груза, м3;
γ – объёмная масса груза кг/м3;
а – шаг между скребками, м;
В – ширина скребка, м;
h – высота скребка, м;
ψ – коэффициент заполнения (это отношение объёма груза между скребками к геометрическому объёму этого участка).
Соответственно производительность равна:
(кг/м)
где, С – коэффициент учитывающий угол наклона транспортёра (С=0,5-1).
2 вариант – для конвейера с погружными скребками:
(кг/ч)
где, F – площадь поперечного сечения груза, м2 (F=Bжhгр, где Вж - ширина желоба, м; hгр – высота слоя груза, м);
γ – объёмная масса груза кг/м3;
v – скорость перемещения тягового органа, м/сек;
К – коэффициент производительности.
К=КоКсКц
где, Ко – коэффициент учитывающий объём занимаемый скребками и цепью;
Кс – коэффициент учитывающий отставания груза от цепи со скребками в результате трения о стенки желоба (его находят как отношение скорости груза к скорости цепи);
Кц – коэффициент учитывающий уплотнение груза при движении.
Сферы применения:
- Пищевая;
- Химическая;
- Целлюлозно-бумажная промышленность;
- Деревообрабатывающая;
- Металлургическая;
- Литейное производство;
- Железнодорожный и водный транспорт;
- Энергетическая отрасль;
- Сельское хозяйство (работы с зерном, навозом, комбикормом и т.д.).
Условия эксплуатации скребковых транспортеров
- Перед стартом обязательно провести проверку агрегата, затем пустить его вхолостую. Только после того, как вы убедитесь в исправности всех узлов, можно начинать загрузку продукта, при этом его количество рассчитывается таким образом, чтобы гарантировать оптимальную производительность.
- В процесс работы нужно наблюдать за состоянием цепей, подшипников, натяжением ветвей, замерять количество смазки в блоке передачи.
- В течение всего срока эксплуатации машины нужно проверять скребки. Если какие-либо детали деформировались или сломались, вовремя заменяйте их.
- Если во время активности скребковый конвейер начинает издавать сильный шум, выясните причину и устраните ее при очередной паузе в работе. В том случае, когда шум нарастает резко, следует без промедлений остановить агрегат.
- Соблюдайте правила техники безопасности, в частности, большое внимание ей должно уделяться при работе с открытыми желобами.
- Разместите рядом с поточной линией кнопку аварийной остановки, если длина большая – то их должно быть несколько;
- Не забывайте о заземлении рамы привода и машины и герметичности корпуса.
Строго запрещается:
- Запускать скребковый транспортер со снятыми ограждениями;
- Работать с открытыми редукторами;
- Проводить очистку, устранять небольшие неполадки во время функционирования техники;
- Совершать ремонтные или наладочные работы при включенном напряжении в сети.
Преимущества скребковых транспортеров:
- Универсальность: эффективны во многих направлениях производства и переработки;
- Высокая производительность при небольшом расстоянии (до 300 т за час);
- Удобная загрузка и разгрузка;
- Надежность и прочность даже при высоких перегрузках и в условиях завала;
- Долговечность (при соблюдении правил обслуживания и использования);
- Экологичность: пылевидные и сыпучие материалы могут перемещаться по закрытому корпусу, что исключает попадание мелких частиц в окружающую среду;
- Простота установки и монтажа: можно использовать на участках с небольшими неровностями.
Недостатки скребковых конвейеров:
- Высокие затраты на электроэнергию;
- Затруднено перемещение липких, влажных и высокопрочных материалов;
- Интенсивный износ скребков и рештаков;
- Высока вероятность дробления груза, поэтому нельзя применять для работы с материалами, для которых крошение нежелательно и может повлиять на качество продукции.